Мартин Хайдеггер: «Язык есть дом бытия»

Мурзин Введение Как метафизика связана с историей - не с теми или иными ее обстоятельствами, а с самим ее ходом, или, говоря по-кантовски, возможностью? Эта изначальная парадоксальная взаимосвязь, взаимопринадлежность двух миров, определяющихся прямо противоположным образом - неизменного мира разума и подвижного и изменчивого мира истории, в котором, по видимости, властвуют случай, многообразие, различие, неопределенность - возможно, главная тема любой философии, которая захвачена проблемами метафизики - т. Но возможно, метафизика как раз склонна к разрешению этого изначального противоречия, так или иначе - в пользу Разума, Бытия, Единого? И потому текучий и изменчивый мир, в котором непосредственно происходит человеческое существование, который человек преобразует творчески и осмысляет этически, в конечном итоге тоже начинает определяться из этого вечного и неизменного горизонта? Мы обращаемся к Ницше, потому что видим возможность истолкования его мысли как предельного развития этих метафизических тем - развития, которое подводит, в конце концов, к вопросу об истории самой по себе - а не истории чего-то или кого-то; становлении самом по себе - а не о том, что становится; существовании как таковом - а не отдельных сущих. Есть ли у истории свой собственный нерв, или ее всю целиком можно свести к интеллектуальной или натуралистической схеме, т. Нет ли здесь чего-то еще, того самого перехода, на котором настаивал Гегель, но совсем не в гегелевском духе; не предполагает ли история в основании самой своей возможности некоего иного аспекта, и природного, и интеллектуального, и в то же время указывающего на нечто третье? Гегель здесь - первый, с кем Ницше вступает в спор: Мы, однако, попытались выявить глубинные основания столкновения Ницше с Гегелем и показать, почему в области, казалось бы, далекой от метафизики в привычном смысле слова - имеется в виду концепция у Ницше - Ницше, тем не менее, мыслит в том же метафизическом горизонте, что и двадцать пять столетий"классической" философии до него. Воля - так называется освободитель и вестник радости.

Текст 19. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»

Оно, по Гегелю, содержит в себе три ступени: В единстве находятся все основные философские категории, представляющиеся противоположностями. Сущность является, а явление существенно. Единство внутреннего и внешнего образует действительность.

Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В ней подробно рассмотрены такие фигуры, как Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гуссерль, Н. Гартман, Ясперс, Хайдеггер. Оригинальный анализ, .. Иногда бывает и наоборот: страх перед необъективностью заставляет.

Ясперс Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля. Формирование его философского мировоззрения пришлось на сложное время е годы , полное не только внешними событиями, - время, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Киркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин, Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных. Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком.

Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, то есть превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью.

Философия Философия Мартина Хайдеггера Существо деятельности в осуществлении. Поэтому осуществимо, собственно, только то, что есть. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. От-ношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово.

Ницше, Гуссерль и Хайдеггер по духу были экзистенциалистами, однако отрицали связь с этим направлением. За Кантом последовал Гегель, который сконструировал еще более .. По Кьеркегору, этическая жизнь связана в основном с социальным . В году Кьеркегор завершил" Понятие страха".

Экзистенциализм и его трактовка в философской системе Хайдеггера. Категория в философии Хайдеггера. Проблема экзистенции занимает одно из ведущих мест в современной философии. Ее изучение позволяет человеку глубже понять свою сущность, межличностное общение и те трансформации, которые происходят в социальной реальности в конце - начале века. Человек заброшен в мир, он не укоренен в собственных основаниях, что позволяет унифицировать его индивидуальное бытие.

Тенденцией последних десятилетий становится тяга человека быть как все и не быть самим собой. Одной из причин актуальности проблемы экзистенции является ее индивидуальная практическая значимость: Анализируя способы человеческого бытия, он преимущественно говорит об одиноком перед Богом индивиде, что увело его от проблематики коммуникации в обществе. Исследование бытия как основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания обозначил в качестве направления основатель экзистенциализма как философского направления - М.

Кьеркегор положил начало такому течению, как экзистенциализм впоследствии развитому Хайдеггером - хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к данному направлению , где есть проблема личности, выбора, положение о том, что человек в любой ситуации всегда свободен; нет ситуации, когда он не имеет выбора; винить всегда надо себя и брать вся ответственность на себя. Так же, как Кьеркегор, в качестве данности Хайдеггер рассматривает переживание эмоций по поводу смерти и так же считает их постоянной составляющей бытия, которая бытие структурирует.

Также Хайдеггер заменяет религиозный страх экзистенциалом, выступающим как внутреннее состояние самого бытия человека. Внутреннее бытие человека не соответствует внешнему, сущее не есть бытие. Философская Хайдеггера предлагает оригинальную интерпретацию философских проблем бытия человека в мире как парадигматического, универсального способа воспроизводства социальной деятельности, связанного с перманентной возможностью самоконституирования человека в культуре и социума в природе с учетом того, что такого рода интерпретации сами становятся все более многообразной и многосторонней техникой.

Между Ницше и Хайдеггером

Я захватил с собой томик Ницше"Так говорил Заратустра", чтобы еще раз припасть к истокам философии Сверхчеловека. И теперь, уже в родном городе, меня гложет мысль - какое из понятий будет более верным в будущем"Сверхчеловек" или"Радикальный Субъект"? С точки зрения пацанской логики вопрос был поставлен"Кто круче? Я уже описывал философию Сверхчеловека.

Пра Гегель, определивший страх именно как"внутреннее сжатие души в Можно выделить главный в социальном смысле вид страха - тотальный страх Это положение Кьеркегора немецкий философ Мартин Хайдеггер .. до уровня животного,"обезьяны", по терминологии Ницше, который бы с .

Плотников Абсолютный дух и другое начало. Разъяснение"Введения" к"Феноменологии духа" Гегеля. Эта фраза из"Весёлой науки" Ницше афористически выражает парадоксальный факт постоянного присутствия Гегеля во всей последующей истории немецкой философии. Для Хайдеггера она значила нечто иное, а именно, то, что европейская метафизика с самых её истоков является скрытым гегельянством и достигает в системе спекулятивного идеализма лишь своего завершения, раскрывая изначальную претензию мыслить тотальность сущего в форме представления абсолютного субъекта.

После Гегеля философия действительно кончается, уступая место планетарной технике, подчиняющей сущее своему неограниченному господству. Вышедший том полного собрания сочинений показывает, что история осмысления Хайдеггером гегелевской философии, его спора с нею совпадает с главными вехами собственного мыслительного пути философа. Интерпретация гегелевских текстов в его наследии может быть по своему значению приравнена к осмыслению поэтических творений Гёльдерлина, открывшему Хайдеггеру путь к вопрошанию об"истине бытия".

Мысль о самом простом и изначальном, мысль о бытии натыкается на грандиозную попытку ввести все определения мышления в рамки диалектической системы. Гегель также стремился мыслить самое первое и существенное, поэтому путь к"изначальному мышлению", которого добивался Хайдеггер, путь к греческому истоку лежал через гегелевское понимание бытия. Завершение метафизики и новое начало мысли, диалектика и феноменология, логика и фундаментальная онтология - возможен ли был здесь плодотворный диалог?

Хайдеггер приходил к гегелевской философии различными путями, в горизонте различных вопросов. Но это всегда были попытки поставить центральный для него вопрос - вопрос о смысле бытия. Уже в первых размышлениях о Гегеле в период разработки концепции"Бытия и времени" Хайдеггер обсуждает ключевые для его последующего спора с Гегелем темы - соотношение бытия и ничто; возможность мыслить процесс, а вместе с тем историю; понимание времени в онтологии.

91. Софийная природа диалектики

Хайдеггер хайдеггер Мартин род. Ученик и последователь Гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все дальше и дальше. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им т.

Гадамер о Хайдеггере: вклад в мировую историю духа .. (die Befindlichkeit), которая находит опытное проявление в страхе, испуге, скуке. . мышле-ния сопровождает, как своеобразный вызов, философия Ницше. Итак . В работах, посвящанных интерпретации философии Гегеля, Хайдеггер вел борьбу с.

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления. Наоборот, мышление есть одна из функций бытия, притом бытия, оторвавшегося от самого себя.

Основной постулат Хайдеггера гласит: Хайдеггер повторяет здесь в более отвлеченной форме афоризм своего учителя Дильтея: Итак, человек творит свое бытие. Первоначальное отношение человека к миру носит не бескорыстно—познавательный, а заинтересованно—практический характер. Так, карандаш есть орудие для писания, вода для жаждущего есть перспективная возможность утоления жажды и т. Все данное расценивается как данное для чего—то заданного.

Забота сотворила человека из земного праха и упросила Юпитера вдунуть в него душу. Затем Земля и Юпитер заспорили о том, кому должен принадлежать человек. Признанный в качестве третейского судьи Сатурн решил:

Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше?

В каждой философии есть пункт, где на сцену выступает"убеждение" философа В этом горизонте тематизируется завершение философии; каждое из имен настраивает его на свой лад. Взломать"эдипов" треугольник но это и музыкальный треугольник не только по линии"Хайдеггер-Ницше", но и по линии"Гегель-Ницше", вот что ощущается как настоятельная необходимость для того, кто настаивает на необходимости мыслить на пределе, мыслить сквозь предел — сам предел в его беспредельности.

Он выходит на сцену, когда, казалось бы, исход постановки в том числе и постановки под вопрос самой"постановки" уже предрешен Но остается система абсолютного знания, в которой Ницше мог бы предстать одной из фигур, например, абсолютной разорванности; остается железная хватка угрюмого кругообразного производства абсолютного духа; остается непоколебленной основополагающая себя самодостоверность субъекта. Батай ошибался, когда полагал, что поэзия, смех и экстаз не принимают участия в"системе", что Гегель стремится избавиться от них; отнюдь,"Феноменология Духа" завершается двумя строками Шиллера, полными экстатического самодовольства:

Хайдеггер заинтересовался учением о бытии Брентано, Он увлекался Гегелем, Шеллингом, Гёльдерлином, Кьеркегором, Ницше, Здесь и дальнейшее развитие им понятия экзистенции кьеркегоровского оттенка, и его анализ страха и бытия к смерти, Мы в социальных сетях.

Сборник к тилетию профессора К. Нигилизм, переоценка всех прежних ценностей, воля к власти, вечное возвращение того же самого, сверхчеловек — вот, по мнению Хайдеггера, пять главных рубрик метафизики Ницше, показывающих ее целое в том или ином аспекте. Такая рубрикация настолько глубоко утвердилась в современном ницшеведении, что кажется естественной, то есть соответствующей замыслу самого Ницше. Между тем, если бы это было так, и Ницше мыслил системно, то почему он не написал отдельных сочинений под таким заглавием.

Помимо того, что под вопрос поставлена сама рубрикация, следует внимательно присмотреться к интерпретациям той или иной темы, которые дает Хайдеггер. Всякий гений, как известно, что-то открывает, а что-то закрывает. Несомненно, это относится и к названным мыслителям. Кажется, что Ницше — едкий критик любых претензий на исключительность, гениальность, позволяющих якобы видеть то, чего не видят другие, должен быть абсолютно чужд маниакального стремления учить других.

Гегель, Ницше, Юнг

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Ранний Хайдеггер находился под сильным влиянием Аристотеля. Также существенное влияние на формирование его философии оказали теология католической церкви , средневековая философия и Франц Брентано. Этические, логические и метафизические работы Аристотеля оказали огромное влияние на формировавшиеся взгляды Хайдеггера в период х.

ужаса и тревоги, опираясь на философию М. Хайдеггера не потому, что философских теориях отмечен анализ социальных аспектов поведения и .. Трактовка страха в работах Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенауэра и Ф. Ницше.

Марков Хайдеггер и Ницше Нигилизм, переоценка всех прежних ценностей, воля к власти, вечное возвращение того же самого, сверхчеловек — вот, по мнению Хайдеггера, пять главных рубрик метафизики Ницше, показывающих ее целое в том или ином аспекте. Такая рубрикация настолько глубоко утвердилась в современном ницшеведении, что кажется естественной, то есть соответствующей замыслу самого Ницше. Между тем, если бы это было так, и Ницше мыслил системно, то почему он не написал отдельных сочинений под таким заглавием.

Всякий гений, как известно, что-то открывает, а что-то закрывает. Несомненно, это относится и к названным мыслителям. Кажется, что Ницше — едкий критик любых претензий на исключительность, гениальность, позволяющих якобы видеть то, чего не видят другие, должен быть абсолютно чужд маниакальному стремлению учить других. Но, это уже не в его власти. Каждый, кто взялся писать книги, тем самым становится претендентом на то, что бы учить. И, может быть, нейтрализация дискурса должна осуществляться не писателем, а читателем.

Именно мы — читатели Ницше и Хайдеггера должны сохранять дистанцию и удержаться от слепого следования тому, что написано и сказано. Наше понимание текста определяется исторической ситуацией. Чем больше контекстов задействовано при чтении текста, тем многомернее он предстает перед нами. Генеалогический метод, предложенный Ницше как альтернатива трансцендентализму и историзму, оказал заметное влияние на философскую методологию ХХ в. Он претерпел значительную содержательную эволюцию, как у самого Ницше, так и у его последователей.

УЧЕНИЕ ХАЙДЕГГЕРА

мерть в экзистенциально-онтологическом анализе предстает как истинная возможность, за пределами которой — ничто. Со смертью само наличное бытие становится в своем единственнейшем возможном бытии прежде, чем Его мерть есть возможность не-быть-больше-наличным бытием-возможного

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, .. Г.Ф .В. Гегель рассматривал страх как позитивное чувство, помогающее человеку Ф. Ницше, для которого неприемлем догматизм, порождающий страх и в философии М. Хайдеггера обнаруживается тенденция к онтологизации.

Берем на себя заботы ближнего Подлинная забота Помогаем ближнему"выбрать себя", а значит, и самому взять ответственность за себя Проблема времени. Но существенной чертой человеческого существования является проектирование будущего, однако заботы о будущем строятся на базе прошлого. Прошедшее ставшее , настоящее и будущее грядущее раскрывают суть времени для человека как темпоральность, бытующую вне человека. В этот период главной темой творчества Хайдеггера стала проблема"открытости Бытия", то есть того, как Бытие себя реализует и открывается в событиях самого Бытия, в истине и в языке.

Хайдеггер утверждает, что философы-досократики понимали истину как самораскрытие Бытия. Платон же свел метафизику к физике:

Вы точно человек?

Рассмотрение аналитики историчности в значительной степени мотивировано той нередуцируемой навязчивостью, которую выявляет данный феномен как предел традиционного метафизического мышления. Несмотря на неустранимость присутствия, история склонна уклонятся от аналитических рассмотрений: За историчностью всегда кроются события, фактически принадлежащие конкретной истории, или апелляция к конкретным условиям гипостазирования событий.

И снова о «Черных тетрадях» Мартина Хайдеггера (к дебатам лета – осени Хайдеггера, влиявших на его социальную деятельность и его идеи. . названием «Немецкий страх перед духом “Черных тетрадей”». .. Одно и то же, по Хайдеггеру, «классицизм и романтика», Гегель и Ницше.

Кто такой Заратустра у Ницше? На этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку положениях. Они высказаны в том произведении Ницше, которое и представляет, собственно, образ Заратустры. Книга состоит из четырех частей, возникла с по годы и называется: Ницше сопроводил эту книгу подзаголовком. Книга для всех и ни для кого. Как зловеще подтвердил свою правильность подзаголовок этого произведения за семьдесят лет после своего появления, но как раз в обратном смысле.

Она стала книгой для всякого, но до сих пор не объявился ни один мыслящий, кто оказался бы на высоте основной мысли этой книги и смог бы измерить всю весомость ее прихода и происхождения. Если внимательно читать заглавие работы, то мы замечаем намек: Народный трибун или и вовсе проповедник?

Неля Мотрошилова:"Феноменология духа" Георга Гегеля. Часть 1

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, кликни здесь!